Nastya-tor (nastya_tor) wrote,
Nastya-tor
nastya_tor

Category:

Джим Батчер. Кульминации

Кульминации
***********

Перед этой статьей стоит поставить же предупреждение, что и перед всеми прочими: сие не есть полная совокупность мудрости о писательском ремесле, ныне и присно, и вовеки веков, аминь. Это всего лишь место, с которого начинающие авторы могут стартовать, небольшой фундамент, на котором можно начать разрабатывать свой собственный стиль. Если вы будете работать над тем, что тут изложено, оно здорово поможет вам в развитии своих навыков до профессионального уровня. Я знаю, что так оно и есть, потому что именно эти приемы я усвоил, и они для меня работают. Это хорошее начало.

Итак!

Я уже говорил немного о началах и серединах. Что ещё осталось? О, конечно, конечно. Приступим к…

КУЛЬМИНАЦИИ!

Истории похожи на секс: нарастание напряжения и само действие могут быть фантастическими, но если перед окончанием не было кульминации, то весь опыт может оставить ощущение легкого раздражения.

Так что, давайте поговорим о кульминациях истории. Что такое кульминации? Почему они столь важны? Как построить действительно хорошую? Будет ли читатель по-прежнему уважать вас следующим утром?

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬМИНАЦИЯ?

В терминах структуры истории, кульминация – это ОТВЕТ на ВОПРОС ИСТОРИИ, о которым мы говорили ранее.

Вот, видите, как аккуратно все выходит? Просто! Опять же, не ЛЕГКО, но просто!

Например, общий Вопрос Истории «Властелина колец»:

*************
Когда Фродо Бэггинс получает в наследство от своего дяди Бильбо Кольцо Всевластия, он СТАВИТ СЕБЕ ЦЕЛЬЮ УНИЧТОЖИТЬ кольцо прежде, чем оно обрушит хаос на Средиземье. НО ПОЛУЧИТСЯ ЛИ У НЕГО ДОСТИЧЬ ЦЕЛИ, когда Темный Лорд Саурон, а также каждое злобное страшное чудище на планете полны решимости отобрать кольцо и использовать его, чтобы превратить весь мир в плохие районы Нью Джерси?
*************

И кульминация истории «Властелина колец»:

******
Ага.
******

Видите? КТО УГОДНО мог бы написать «Властелина колец»!

Ну. Ладно. Может быть, это не НАСТОЛЬКО легко. Но написать хорошую кульминацию ПРОСТО, когда вы помните, что, на самом базовом уровне, она – это и есть ответ истории. Смогут ли Повстанцы свергнуть Империю? Сможет ли герой завоевать сердце девушки, которую он любит? ВОТ с чего вы начинаете. И, следовательно, в некотором роде важно, чтобы, перед тем как начать писать кульминацию упомянутой истории, вы заранее знали ответ на этот вопрос.

ПОЧЕМУ КУЛЬМИНАЦИЯ ИСТОРИИ ТАК ВАЖНА?

Катарсис.

Насколько я понимаю, катарсис – это некий токсин, который человечество так и не смогло убрать из чернил, используемых для печати развлекательной литературы. Яд накапливается на кончиках пальцах человека, переворачивающего страницы, и если читатель доберется до конца истории и НЕ получит в должной мере удовлетворительную кульминацию, токсин может довести его до психоза, и случится страшное. Главный хирург постановил, что катарсис …

О. О, подождите. Я только что набрал это слово в Google.

Оказывается, катарсис – лишь региональная угроза. Наверное, он встречается в чернилах только в Греции и вокруг Эгейского моря…. Ох. Ох, это совсем не токсин, и… Я думал, моя жена говорила серьезно. Я хочу сказать, она ни разу не улыбнулась, совсем.

Боже, как я покраснел.

(Спасибо, ребята, я буду тут всю неделю)

Помните, мы выше говорили о том, как поймать внимание аудитории и вовлечь в историю её эмоции? Если это сделано правильно, то, когда вы доберетесь до конца истории, читатели ВЛОЖАТ в развязку свои мысли и чувства. Они захотят УВИДЕТЬ, что же случится, и желательно, чтобы образ был как можно более ярким. К тому моменту, как они дошли до конца истории, хороший писатель заставит читателей сидеть на краешке стула, в 3: 30 утра, и страницы будут рваться каждый раз, когда их переворачивают - столь велико возбуждение аудитории.

Вовлекая читателя в историю, вы даете негласное обещание. Вы должны его выполнить, иначе вас проклянут и возненавидят за такое обращение. Читатели закроют книгу взбудораженные и раздраженные и злые как черти. Вот что такое катарсис: высвобождение всего того напряжения, того созвучия эмоций, которые нарастали в читателе благодаря авторскому мастерству в создании историй. Если сделать все правильно, читатель будет хлопать и плакать и смеяться и танцевать на полу своей гостиной.

ВСЕ, ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ В СВОЕЙ КНИГЕ, ВЕДЕТ ИМЕННО К ЭТОМУ. Сумейте создать кульминацию или откажитесь от работы писателем. Куда уж проще.

КАК ПОСТРОИТЬ КУЛЬМИНАЦИЮ?

Точно так же, как и все остальное. Начините с самого начала. Кульминация официально начинается там, где заканчивается Великое Срединное Болото. Пользуясь упрощенной метафорой, Введение вашей истории вываливает костяшки домино из коробки на стол. Великое Срединное Болото расставляет эти фигуры в красивый узор.

А Кульминация их все опрокидывает.

Угадайте, чем заниматься веселее :) И для писателя, и для читателя. Позвольте вам сказать, нет ничего сравнимого с ощущением, что испытываешь, щелчком пальца опрокидывая самую первую костяшку метафизического домино после того, как месяцами расставлял узор на доске :)

Великое Срединное Болото заканчивается тем событием в истории, что порождает каскад падающих домино. В «Барабанах Зомби», например, когда Гарри и Баттерс находят в теле Костяного Тони брелок-дисковод с GPS-координатами, они запускают цепную реакцию, что приведет Дрездена к финальной битве. Маленький диск – это последнее домино, которое я установил. И первое, которое опрокинул, чтобы начать каскад.

Тем не менее, сама по себе настоящая кульминация – это абсолютный пик, и её я обычно называю Раскрытием карт или Решающим поединком или Финальным низвержением, в зависимости от настроения и уровня тестостерона в крови в каждый конкретный момент. Самая драматичная точка – собственно конфронтация между вашим протагонистом и антагонистом, когда они напрямую противостоят друг другу, и когда оба знают, что на вопрос истории вот-вот будет дан ответ.

Для ЭТОЙ конфронтации есть несколько структурных компонентов, которые вы можете использовать для её организации. Они чем-то похожи на компоненты Продолжения, что упоминались ранее, и могут быть по-настоящему полезны.

ИЗОЛЯЦИЯ
КОНФРОНТАЦИЯ
ТЕМНАЯ МИНУТА
ВЫБОР
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ
РАЗВЯЗКА

ИЗОЛЯЦИЯ: на последнем рубеже, ваш протагонист стоит в одиночестве. Потому он и протагонист, а не просто персонаж. Нет, конечно, вокруг полно других людей, но единственный, кто-то настоящему ЗНАЧИМ – это ваш протагонист. Чем глубже его одиночество, тем выше будет уровень напряжения, и тем больше удовлетворения принесет читателю кульминация. Элен Рипли приземляется на LV-426 с целым отрядом десантников и ещё кучей народа. После первой схватки с Чужими, их остается лишь восемь. Во время следующей конфронтации И ЭТИ сотоварищи исчезают, один за другим, пока Рипли не становится той, кто войдет в логово королевы чужих – а ядерный реактор вот-вот готов взорваться, ни больше, ни меньше – в ПОЛНОМ одиночестве. Вот ЭТО и есть напряжение и изоляция.

КОНФРОНТАЦИЯ: Ваш одинокий протагонист, полный решимости довести все до конца, сталкивается в противостоянии с антагонистом. Привет. Моё имя – Иниго Монтойя. Ты убил моего отца. Приготовься умереть.

ТЁМНАЯ МИНУТА: Конфронтация складывается Не в Пользу Вашего Протагониста. Колода подтасована, все шансы на стороне его противника, ситуация выходит из-под контроля или же он просто-напросто пытается сражаться вне своей весовой категории. Всё выглядит так, будто в любой момент готово провалиться в тартарары. Кажется, уже нет сомнений, что ответ на вопрос этой истории читателям НЕ понравится. В недавнем кино про Нарнию таким моментом была смерть Аслана. Великий Лев погиб, Белая Ведьма превратила его шкуру в модный аксессуар, плохие парни превосходят хороших количественно и качественно, и нет никакого способа выиграть завтрашнюю битву – но обитателям Нарнии нужно, чтобы Питер повел их в бой. Что подводит нас прямо к:

ВЫБОРУ: Всегда все сводится к выбору. Кульминация истории – это тест на кислотность, суровое испытание, в котором колеса проходят проверку бездорожьем и где в пропасть летит всё, что только можно. Ваш протагонист должен ВЫБРАТЬ, сохранит ли он верность своей цели, или же поддастся страху, искушениям, усталости или чему бы то ни было ещё. В Темный Момент ему придется принять решение, которое в конечном итоге откроет, что же такое протагонист, глубоко внутри. Этот выбор ДОЛЖЕН быть ПЛОХИМ. Если выбор прост, если в нем нет драмы, не будет и напряжения, не будет освобождения для читателя.

«Используй Силу, Люк», - подсказывает призрачный голос Кеноби. - «Отпусти, Люк!». Люк перед нашими глазами принимает решение, отключая компьютер и доверяя Силе сделать выстрел, от которого в буквальном смысле зависит судьба всей галактики – как и положено джедаю. Он один, самый страшный парень этого фильма висит у него на хвосте, и даже его собственные друзья говорят ему, что он спятил. «Его компьютер не работает. Люк, ты выключил свою систему наведения! Что случилось?». «Ничего!», - говорит Люк. - «Я в порядке». Его не ТОЛЬКО с минуты на минуту собьет Вейдер, но он может ещё и промахнуться. Люк собирается сделать что-то БЕЗУМНОЕ. Он собирается пожертвовать своей жизнью, чтобы в буквальном смысле выстрелить вслепую.
И события плавно перетекают к …

ДРАМАТИЧЕСКОМУ ПОВОРОТУ: Сама внутренняя природа истории, или же влияние, оказываемое персонажем-протагонистом, заставляют события конфронтации вдруг неожиданно измениться, порождая результат, идеально гармонирующий с принципами высшей справедливости. Люк – идеалистичный молодой парнишка, смелый до безрассудства, и поэтому он делает выбор, который Все Испортит. Но именно его идеалистичность и смелость тронули сердце циничного контрабандиста, который, вместо того, чтобы спасая свою жизнь бежать, вернулся и присоединился к повстанцам, и который в этот момент истины вступает в битву.

(Пара слов о Выборе и Повороте. Не все герои СОВЕРШАЮТ выбор-самопожертвование. Иногда герой спотыкается и делает выбор абсолютно ужасный, решает спасти свою жизнь или поддаться темной стороне своей натуры. В этой ситуации, поворот остается в силе и он делает то же самое – только на этот раз, раздаваемое всем вокруг правосудие для протагониста заканчивается ПЛОХО. Для таких историй есть специальное название: трагедии. Смотри: «Король Лир». Также смотри: «Гамлет», «Отелло» и так далее и тому подобное.)

Эта схема работает для концовок как трагичных, так и счастливых/героичных. Она ни в коей мере не является единственным способом закончить историю. Но это –популярный и довольно простой метод, а моя статья предназначена для новичков и тех, кто только хочет стать писателем. Можете мне поверить. Если вы только начинаете овладевать мастерством, используйте либо счастливый конец, либо трагичный. Над горько-сладким, открытым, побуждающим к мысли, калейдоскопичным финалом вы можете поработать после того, как попрактикуетесь в более простых вариантах.

И, откровенно говоря, если вы хотите стать профессиональным автором, работайте над своими навыками в написании счастливых концов. Все прочие в достатке встречаются в реальной жизни. И, возможно, такие писатели и есть, но я не могу сходу назвать ни одного автора, создающего только трагедии :)

Наконец, мы добирались и до…

РАЗВЯЗКИ: Это время раздать медали, поцеловать девушку, прийти на свадьбу, прицепить звезду к новогодней елке, поднять занавес перед рок-концертом, посетить похороны, и в целом продемонстрировать, что с завершением истории был достигнут какого-либо рода баланс. Катарсис случился, напряжение спало, читатель может перевести дух.

Мой совет относительно развязок такой: Пусть они будут короткими. После того, как вы пережили Решающий Поединок, пишите так скупо, как только сможете, чтобы добраться до самого конца, и не растягивайте, если в этом нет настоящей необходимости. Вы уже заставили своего читателя сидеть до 3:30, бессердечное вы чудовище. Позвольте им хоть пару часов поспать, прежде чем нужно будет вскочить и бежать на утреннюю смену!

А затем вам остается напечатать слово, что из всей книги приносит больше всего удовлетворения:

КОНЕЦ

И вот, у вас получилось! Кульминация истории!

Вам понравилось? :)

Оригинал: http://jimbutcher.livejournal.com/3447.html

Заметки переводчика:

Не совсем уверена, как перевести фразу «the choice has GOT to be a BAD one». Здесь можно использовать как минимум два толкования.

Первое: «выбор героя должен быть НЕПРАВИЛЬНЫМ». То есть, персонаж поступает против логики, здравого смысла, чувства самосохранения. Он делает глупость! Выключает навигационный компьютер! Стреляет вслепую! Он спятил!

Второе: «выбор героя должен быть для него СЛОЖНЫМ». Ужасным. Объективно или же субъективно неприемлемым . Потому что если выбор легок и не трогает ничего внутри героя, то с какой стати он должен тронуть читателя?

Контекст позволяет использовать как одну, так и другую трактовку. И оба этих варианта можно применить при написании книги. Как, впрочем, и несколько других. Думаю, здесь все дело в авторском вкусе и логике каждой конкретной истории.

Вторая фраза, которая заставила меня задуматься: «poetic justice». Если брать традиционный перевод – «высшая справедливость». Но есть ещё оттенок значения, который не совсем точно можно передать выражением «поэтичная справедливость». Такая справедливость, отмеряя которую высшие силы дают полную волю своему сарказму, и садизму и в целом божественному чувству юмора.

В общем, во всем тезисе явно читается ироничный подтекст, но не вполне ясно, сколь густо он там намазан. Я вообще плохо разбираю, когда автор этих статей хоть вполовину серьезен, а когда откровенно над собой насмехается. Здесь каждый должен судить для себя.

Настя-тор
Tags: Джим Батчер, переводы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments